Консультации психолога

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

Информационные ресурсы по защите детей в мире

Преодоление травматичного опыта у детей и подростков

Методическая рассылка № 3-2017

img7

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Любимый цвет ребёнка

Цвета могут вызвать у маленького человека самые разные эмоции. Поэтому, покупая малышу игрушки, одежду, шторы, мебель или обои в детскую комнату, важно присмотреться к ребёнку и понаблюдать за ним. Малыш так или иначе подскажет маме о своих предпочтениях. Например, выбирая игрушку, он несколько раз подряд потянется за красной или синей.

Психологи говорят, что любимый цвет ребёнка может рассказать очень многое о его состоянии и особенностях личности, цвет так же влияет на настроение. Можно даже определить характер по любимому цвету. Особенно важны именно яркие цвета, которые входят в естественную палитру цветов, то, что входит в радугу. Вопросы, с которыми родители часто обращаются к психологу: почему мой ребёнок выбрал тот или иной цвет или почему ребёнок рисует чёрным цветом.
У каждого цвета есть, как минимум, два значения: одно пришло к нам из психологии, второе из эзотерики.
Красный – это мужественный цвет. Он означает целенаправленность, активность. Если малыш выбирает его чаще других, значит ребёнок у Вас с характером: он ставит цель и достигает её. С точки зрения парапсихологии этот цвет преодоления страхов и преград.
Оранжевый цвет – сложный, это смесь красного и жёлтого. Этот цвет считается цветом перевозбуждения. Дети, предпочитающие оранжевый цвет нетерпеливы, болтливы, смелы и непосредственны. А с точки зрения парапсихологии это цвет удовольствия и показатель хорошего здоровья.
Жёлтый цвет словно кричит: хочу всё и сразу. Традиционная трактовка значения жёлтого цвета – страсть к богатству, склонность к профессиям, которые связаны с финансами. Эзотерика говорит, что дети, выбирающие жёлтый цвет полны внутренней радости, очень откровенны и бескорыстны.
Зелёный цвет в своей комнате многие подростки предпочитают неспроста. Этим самым молодой человек заявляет родителям: я отстаиваю свои границы. Это цвет замкнутости. Парапсихологи же говорят противоположное: это цвет любви, всепрощения, милосердия, духовного роста и мудрости.
Голубой цвет предпочитают те дети, чьи родители предъявляют к ним завышенные, порой, взрослые требования. Они (родители) ищут любую мелочь и пытаются исправить все недостатки, чтобы всё было идеально. Но ведь ребёнок не может делать всё идеально. Если ребёнок выбирает голубой цвет, это может быть сигналом родителям к тому, что необходимо снизить планку требований. С точки зрения парапсихологии, голубой цвет – это цвет людей, способных делать несколько дел одновременно, получая превосходные результаты. Они не могут долго заниматься только одним делом.
Синий считается более тяжёлым случаем голубого. Синий в эзотерике: сбалансированное существование, воля к жизни, свободная нервная система, энергия и силы.
Фиолетовый цвет, как показали исследования, предпочитает большинство матерей в первом триместре беременности, а также дети до трёх лет. Его значение – креатив, осмысливание. Приверженцы же эзотерической теории считают, что фиолетовый цвет – цвет высшей энергетической активности. Он отвечает за аспекты жизни человека, понимание высшего предназначения.
Рекомендации психологов-цветотерапевтов по выбору цветов детской комнаты, одежды, игрушек: сами стены не должны быть яркими, обои должны быть приглушённых постельных тонов, например, голубоватых, зеленоватых или желтовато-бежевых, но на них должны быть какие-то яркие пятна, одежда – яркая, игрушки – тоже яркие, основной цветовой палитры (радуги). Желательно присутствие любимого цвета ребёнка. Это способствует гармоничному развитию ребёнка не только с точки зрения психологии, но и даже с точки зрения физиологии.

Напоследок, несколько слов о чёрном цвете. Почему ребёнок рисует чёрным цветом и стоит ли этого бояться? Здесь так же мнения расходятся. Есть мнения, что это сигнал тревоги. На мой взгляд, не стоит очень тревожиться по этому поводу. Маленький ребёнок вряд ли выберет чёрную игрушку, но вот рисовать чёрной краской – запросто, по той простой причине, что чёрный цвет хорошо контрастирует с белым листом альбома. Он выделяется на нём лучше всех остальных цветов. Мои дети в возрасте 3-4 лет предпочитали рисовать чёрным. Это обычно проходит, и уже очень скоро Ваш малыш будет использовать всю палитру. А вот если не пройдёт, тогда уже надо искать причины глубже, анализируя психическое состояние ребёнка.

Гендерное воспитание ребенка в семье

Почему среди мальчишек так много «трудных»? Почему с девочками обычно проще и удобнее? Эти вопросы затрагивают каждых родителей в наше тяжелое время. Как быть в таких случаях? Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя. При обучении и воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей. Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят. Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша. Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем. Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка. Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой. Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью. Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.
Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.
Используйте различные головоломки для девочек.
Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.
Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

«Влияние алкоголизма на воспитание и развитие детей в семье»

В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Словесные ссоры и сопровождающая их физическая агрессия оказывают на ребенка психотравмирующее воздействие. Часто в родительских конфликтах он видит свою вину и сам ищет решение семейной проблемы. Постоянно наблюдаемые споры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми (особенно это касается мальчиков). Иногда в подобных ситуациях дети ищут поддержки друг у друга, что способствует формированию привязанности между ними и в то же время еще больше усиливает неприязнь к пьющим и скандалящим родителям.
Поведение пьющих отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека, родители используют угрозы для демонстрации своей силы. Все это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной. Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и по этой причине часто предпочитают проводить время вне дома. Побеги детей из дома есть не что иное, как защитное поведение, порождаемое постоянно переживаемым страхом, осознанная реакция протеста в ответ на грубые действия пьяного отца. Вне дома дети пытаются уберечь себя от кошмара, который там происходит. Какими бы ни были отношения детей с родителями, родители не должны выгонять ребенка из дома. К сожалению, это понимают не все взрослые, особенно если их сознание затуманено алкогольными парами. Пьющий отец нередко приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена протестует против их прихода, муж выгоняет ее с ребенком из дома. Ни плач, ни мольба, ни уговоры не останавливают его. Это повторяется неоднократно; ребенок живет в постоянном страхе, что отец возвратится домой пьяным и ситуация возобновится, поэтому ребенок и убегает. Так появляется не покидающий детскую душу страх за будущее, который с годами не проходит, а все больше усиливается, вынуждая ребенка жить под гнетом плохих предчувствий, в постоянном ожидании жизненных катастроф.
В алкогольной семье взрослые обычно не выполняют своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, безответственность родителей их угнетает. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, просто перестают ждать обещанного. Однако для формирования их личности подобное отношение родителей не проходит бесследно. В душе дети считают, что родители совершили предательство, поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что выходцы из алкогольных семей даже взрослыми продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, зачастую оставаясь социально незрелыми, инфантильными.
Дети в алкогольной семье быстро взрослеют по сравнению с детьми из благополучных семей. Старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции по решению материаль­но-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам, они вынуждены заботиться о пьющих родителях и прикрывать дезорганизацию семейной жизни. Не свойствен­ная возрасту забота ребенка о семье, взятая на себя родитель­ская роль не позволяет ему испытать детские радости: он не умеет играть, не допускает легкомыслия, не умеет наслаж­даться жизнью. Иногда жизнь окружающих людей становится рядом с ним невыносимой. Взросление детей из алкогольных семей было вынужденным, и они не научились делиться свои­ми переживаниями. Внутренняя замкнутость и постоянное ожидание одобрения за свои действия и поступки, которого в детстве не довелось дождаться от собственных родителей, приводят к немотивированным вспышкам гнева и злости, если одобрение не приходит. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим, — эстафета ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Такие люди живут с чувством, что их обокрали, и незаслуженно проецируют свое недоволь­ство на тех, кто рядом с ними.
Пьющие родители утрачивают внутренний контроль за сво­им поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространены в алкогольных семьях формы наказа­ния, унижающее человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание на долгое время в непроветриваемом помещении (например, в туалете или ванной комнате), пуб­личная порка. Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сек­суальная агрессия к детям — довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Последствия этой агрессии проявля­ются в виде глубоких психологических травм, сказывающих­ся на всей последующей жизни подвергшегося сексуальному насилию человека. Даже став взрослым, такой человек про­должает переживать вину, стыд, ненависть, отчаяние, играть роль жертвы во всех жизненных ситуациях, бывает пассив­ным, часто впадает в депрессию.
Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на ре­шение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются пре­доставленными сами себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет серьезную угрозу их физическому и психическому здоровью. Эмоциональным потребностям также не уделяется должного внимания. Результат родительского игнорирования очень ско­ро начинает проявляться в неумении детей понимать состоя­ние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. Они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье. Взрос­лые дети алкоголиков в качестве родителей всячески стремят­ся показать свою любовь, совершая «правильные» поступки, предполагая, что в этом случае их дети оценят родительские чувства, хотя на самом деле в их отношениях отсутствует за­душевность, нет подлинной свободы выражения чувств и от­крытой любви.
Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей спо­собствует формированию пониженной самооценки. Причи­ну отсутствия родительской любви дети начинают искать в себе и приходят к выводу о том, что они ее не достойны. Прежде чем ребенок утвердится в своей самоценности, не­обходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую оче­редь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивает его они, переживает чувство вины, стыда за се­мью. Все это проявляется в виде недостаточного чувства соб­ственного достоинства.
Реальная действительность, с которой соприкасаются де­ти алкогольнозависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаще всего фантазии связаны с ситуация­ми типа «Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трез­вые.. .». С одной стороны, дети фантазируют по поводу того, что жизнь их была бы совсем другой, если бы они родились в другое время, в другой семье и т. д. Но фантазии эти часто содержат мысль о смерти родителей как возможном вари­анте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут скла­дываться искаженные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Это толкает их к мифотворчеству, глав­ными мотивами которого, по мнению специалистов, могут быть следующие:
1) причину родительского пристрастия к алкоголю ребенок видит в себе и считает, что если он изменится в лучшую сторо­ну, родители перестанут пить;
2) дети переживают чувство социальной дискриминации, считают, что они не такие, как все, и это вносит дискомфорт в их существование;
3) дети иллюзорно представляют себя хозяевами создавше­гося положения, считают, что могут контролировать обстоя­тельства, однако изменить что-либо в семейной ситуации не могут. Невозможность реализовать миф о своем всесилии по­рождает у ребенка чувство вины, неопределенности и без­надежности. Попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей, контроль обстоятельств не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность что-либо изменить в своей жизни;
4) дети ожидают кого-то, кто сможет изменить ситуацию в семье к лучшему. Этот миф появляется на основе чувства соб­ственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Появляется призрачная надеж­да, однако она блокирует внутреннюю активность, и ребенок ничего не предпринимает, чтобы исправить положение. Ожи­дание помощи извне, отказ действовать, стагнация могут при­вести ребенка к депрессии.
Фантазирование и мифотворчество детей не является чем-то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Поэтому склонность к фантазированию детей в алкогольных семьях можно было бы рассматривать как закономерную осо­бенность детской психологии. Но довольно часто фантазии и мифы вытесняют реальность, заменяют ребенку действитель­ность. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не воз­растает, а уменьшается, ребенок приучается плыть по течению. Таким образом, алкоголизация родителей приводит не толь­ко к душевной травматизации ребенка, но и негативно сказы­вается на формировании его личности. Это ощущается впослед­ствии всю жизнь.
Важнейшие особенности процесса взросления детей из ал­когольных семей заключаются в том, что:
— дети вырастают с убеждением, что мир — это небезопас­ное место и доверять людям нельзя;
—  дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и пе­реживания, чтобы быть принятыми взрослыми;
— дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, ко­гда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправ­дывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности;
—  дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на се­бя ответственность за поведение других людей. Их часто осу­ждают за действия и чувства их родителей;
— родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребенка; осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом;
—   дети чувствуют себя заброшенными;
—  родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать и делать то же, что и они, выглядеть так же, как они;
—   самооценка родителей может зависеть от поведения ре­бенка; родители могут относиться к ребенку как к равному, взрослому, не давая ему возможности быть ребенком;
—  чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами в его даль­нейшей жизни. Это вина, страх, обида, злость. Вырастая, де­ти алкоголиков не осознают этих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, свои отношения с другими людьми, движимые этими чувствами прибегают к алкоголю и наркотикам. Дети алкоголиков переносят свои душевные ра­ны и опыт во взрослую жизнь. Очень часто у них появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей.
Семья с алкогольнозависимыми родителями опасна не толь­ко своим десоциализирующим влиянием на собственных де­тей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально-аморальной субкультуре, которая царит в сре­де пьющих людей.

Обеспечение безопасности детей дома и на улице

Основные меры предосторожности

■ Храните все лекарства и химикаты в местах, недоступных для детей.
■ Оградите ребенку доступ ко всем видам открытого огня. • Не допускайте ребенка к кухонной плите, когда на ней готовится еда. Старайтесь готовить еду на дальних конфорках. Не оставляйте горячую еду на ближних конфорках. » Закройте электрические розетки специальными крышками.
■ Если вы живете в своем доме, снизу и сверху прикройте доступ к лестницам.
■ Убедитесь, что ваш ребенок не сможет «поиграть» с электробытовыми приборами, включить их.
■ Наклейте картинки на прозрачные стекла в дверях, чтобы сделать их более заметными.
■ Горячие батареи по возможности закройте решеткой или просто полотенцем.
■ Храните в закрытых помещениях садовые инструменты.
■ Не оставляйте ребенка без присмотра, когда он купается в ванне.
■ Научите ребенка правильно переходить дорогу.
■ Проверьте детский велосипед и убедитесь в его исправности.
■ Научите вашего ребенка плавать.
■ Обеспечьте ребенка безопасным и удобным снаряжением для спортивных занятий.
■ Следите за ребенком, когда вы гуляете на детской площадке. Если на горке много детей, контролируйте их игры, чтобы дети не толкали друг друга. Следите, чтобы ребенок не подходил к качелям, когда на них катаются, и не разрешайте ребенку бегать с палкой в руках, он может нанести вред себе и другим детям.

РАЗВОД ТРАВМИРУЕТ ВСЕХ

 Для любого человека развод – серьёзная психологическая травма, иногда дети переносят эту ситуацию гораздо тяжелее родителей, но бывают случаи, когда развод становится действительно решением многих проблем. Не стоит думать, что отец, регулярно избивающий своих детей и жену, всё же лучше, чем никакой. Жить с алкоголиком или матерью-наркоманкой – не сахар. Но если не брать такие крайние случаи, брак всё же стоит того, чтобы попытаться его сохранить. В том случае, когда все средства исчерпаны и развод неизбежен, подумайте прежде всего о детях. Только от вас зависит, сможет ли ребёнок справиться с трудностями, которые обычно возникают после распада семьи. Ребёнок чаще всего реагирует на развод сильнейшим стрессом, злостью и смятением. Это крушение его маленького мира, которое может привести к серьёзным психологическим и физическим травмам. Малыш может начать обвинять себя в произошедшем или полностью замкнуться в себе, впасть в депрессию. Реакция ребёнка на развод зависит от нескольких факторов, самым важным из них является возраст:
В младенчестве ребёнок просто не осознаёт происходящего в семье, но чутко реагирует на психоэмоциональное состояние матери. В связи с этим часто возникают различные неврологические отклонения: гипертонус мышц, нарушение сна, вздрагивания, тики, отказ от груди и т.д.
В возрасте 2-5 лет у детей может появиться чрезвычайно сильный страх оставаться одним в помещении, поэтому важно, чтобы в этот период кто-то из родственников постоянно находился рядом с ребёнком. Иногда страхи, возникшие в этом возрасте, накладывают отпечаток на будущую супружескую жизнь вашего сына или дочери. Ощущение потери, пережитой в детстве, может помешать ему построить ему собственную здоровую семью.
Маленькие дети (3-6 лет) могут начать вести себя, как в младенчестве, то есть станут мочиться в кровать или сосать палец: тем самым они пытаются вернуться в то время, когда ещё пребывали в полной безопасности рядом с любящими родителями.
Стресс может выражаться через физические заболевания. Дети могут жаловаться на частые головные или зубные боли.
Резко увеличивается количество физических травм. Если папа и мама встречаются и объединяют свои усилия во время болезни ребёнка, можно ожидать, что он попытается использовать свою болезнь для того, чтобы снова свести родителей.
Дети начинают хуже учиться или, наоборот, направляют все свои силы на учёбу, стремясь стать лучшим учеником. Занимая своё время, они стараются отвлечься, уйти от своих переживаний.
Конечно, развод родителей никогда не бывает для ребёнка безболезненным, но попытаться максимально облегчить для него этот период всё-таки можно:
Сядьте всей семьёй и объясните ребёнку ваше решение. Обязательно подчеркните, что подобная ситуация возникла не по его вине.
Постарайтесь убедить ребёнка в своей любви. Объясните, что развод родителей не означает для него лишение отца или матери.
Договоритесь, когда супруг сможет видеться с ребёнком, и обговорите все детали их взаимоотношений.
Старайтесь придерживаться доброжелательных отношений с бывшим супругом. Если он хочет общаться с ребёнком, вы просто обязаны поддерживать это общение.
Обсудите возможность проведения совместных праздников. На день рождения ребёнка обязательно пригласите не только папу или маму, но и нескольких родственников с той стороны.
Никогда не отзывайтесь плохо о бывшем супруге в присутствии ребёнка.
Не торопитесь после развода знакомить ребёнка с новыми претендентами на роль «мамы» или «папы», но и не затягивайте этого процесса. Часто дети привыкают к тому, что теперь всё время мамы или папы принадлежит только им, и сопротивляются появлению нового человека в жизни мамы (папы).
Убедите ребёнка в том, что и после развода его жизнь не ухудшится. Постарайтесь устроить сразу после развода поездку на море или совместный отдых на даче.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт